Притормози, когда тормозишь

Почему автомобили попадают в аварии?

Вы когда-нибудь наблюдали как трогается со светофора колонна автомобилей?

Стоит перед светофором с десяток автомобилей, и водилы спокойно ждут «зеленого» сигнала. И вот он загорается. Что происходит? Вся колонна стоит, кроме первого и второго автомобиля. Первый тронулся. Через секунду второй. Через секунду после того как второй тронулся, начал движение третий. Через секунду после того как третий начал движение, двинулся четвертый. Таким образом, десятый автомобиль начнет двигаться не сразу, не одновременно с сигналом светофора, а с задержкой в 10-15 секунд. Понаблюдайте!

Почему так? Да просто потому, что есть такое понятие как «реакция водителя» на изменение дорожной ситуации. Она составляет от 0.5 до 1.5 секунд. Это, так называемое — латентное время, нужно мозгу на обработку информации. Да у нас в башке не Гигагерцовые процессоры. Быстрая реакция идет только на подсознательном уровне. Обожгли или укололи палец и рука сама отдернулась. Первую секунду вы даже не поняли, что произошло. Даже боль становится ощущаемой не сразу, а только через секунду. Ну у кого быстрее, у кого-то медленнее. Это не важно. Главное что рука уже отдернулась сама, а осознание факта происходит через некоторое время. Я еще вернусь к этой теме.

Теперь, представим иную ситуацию. По трассе идет колонна машин. Расстояние между машинами обычное, больших разрывов между машинами нет. Скорость тоже обычная, ну допустим 80 км/ч. И вдруг на дорогу выскакивает из кустов какой-нибудь глупый лисенок. Ну или у первой машины что-нибудь отваливается такое, что второй эту хрень не объехать и приходится тормозить. Что будет делать водитель третьей машины? Он тоже начнет тормозить, увидев стопари второй. Но начнет тормозить с опозданием в одну секунду. За это время расстояние между машинами начнет сокращаться. Спасает ситуацию от группового секса только то обстоятельство, что первые автомобили сбрасывают скорость не сразу, а постепенно.

Когда я иду в колонне, я всегда старюсь смотреть, не на идущий передо мной авто, а дальше — на те, что едут перед ним. Так многие водилы делают. Это не секрет. К сожалению, не всегда удается видеть дорожную обстановку «сквозь» предыдущий автомобиль. Грузовые газели, например, абсолютно не прозрачны. Некоторые отморозки (бе)тонируют свои тачилы… За такими авто двигаться весьма и весьма трудно. Наверно сами замечали это.

Так вот, я подвожу вас к одной мысли — когда вам предстоит тормозить, то первые метры тормозите не сильно. Помните, что за вами тоже идет авто, и его водителю нужно время, чтобы осознать и тоже начать тормозить. Я обычно полсекунды или секунду жму на тормоз достаточно нежно, но постепенно усиливаю давление. Поэтому у следующего за мной водителя всегда есть время среагировать и тоже начать торможение. Да, мы можем «выбрать» расстояние между автомобилями почти в ноль. Но удара в бампер при этом не произойдет ни у кого из всех участников движения. Если что-то и будет, так только легкое соприкосновение — взаимные скорости-то меду соседними автомобилями выровнены и уже существенно погашены!

Поэтому и говорят, что езда должна быть спокойной, плавной, в ритме вальса, а не «дерганного» танго. Есть еще один плюс плавной езды (плавного разгона и торможения) — это как бонус вам за хорошее поведение — экономия топлива до полутора-двух раз.

Я буду считать, что мой труд был не напрасный, если я кому-то помог ездить

Теперь вернусь к теме мозга. Мозг устроен весьма хитро. Его работа до сих пор не изучена. Люди научились строить суперкомпьютеры, расшифровали последовательность нуклеотидов в геномах, научились собирать из них искусственные биологические «длинные» молекулы (белки). Но до сих пор человечеству не известно как работает мозг. конечно, люди уже много чего знают, но полной картины, чтобы синтезировать искусственный аналог мозга — нет!

Но я что-то ушел в сторону. Я хотел сказать о том, что мы не живем в настоящем. Мы его просто не чувствуем. Промежуток настоящего времени примерно в одну секунду для человеческого мозга просто не существует. Вот такой парадокс! Дело в том, что мы, точнее наше сознание не работает на временах короче одной секунды. (Я еще раз прошу не цепляться за «секунду». У кого реакция более быстрая, у кого более медленная. Все люди разные!)

Но как тогда получается, что мы можем кататься на коньках, велосипеде, ходить по канату, удерживать равновесие зонтика, держа его на одном пальце? Это получается у нас полуавтоматически. Часть функций мы «делегировали» на уровень подсознания, а часть функций осталась в нашем сознания. Вот те функции, которые находятся в сознании — это управляющие функции.

Ну если вы знаете как работает операционные системы на компах, то я вам приведу пример из этой области. Вы знаете, что у компов есть программы, которые знают, что нужно делать (так сказать прикладной уровень бизнес-логики), но сами делать как бы не умеют. И есть уровень драйверов. Драйверы умеют обращаться с оборудованием, делают это весьма быстро и качественно, но сами они как бы не осознают, для чего в конечном итоге они делают то или оное действие. Наверно вы уже догадались — комповые драйверы — это уровень подсознания. Уровню сознания — соответствуют прикладные программы.

Идем дальше. Опыты показывают, что мы на своем сознательном уровне управляем своим подсознанием не непрерывным потоком, а как бы порциями заданий — то есть мы не говорим подсознанию «скажи звук М, скажи звук А, снова скажи М, и еще раз А», мы как бы на уровень подсознания отправляем сигнал — «позвать маму». И наше подсознание само выстраивает работу легких, голосовых связок, работу хавальника — мы тут уже не участвуем и не понимаем, как это так мы сказали «мама!» Оно само как-то сказалось. Мы просто выдали задание.

Хотите простой тест? Вы молоды, вы красивы, вы сильны. Найдите на улице где-нибудь достаточно широкую канаву. Подойдите к ней и перепрыгните ее. Если вы уверен, что можете безопасно сигануть через нее, или, наоборот, уверены, что точно не перепрыгните, то проблем нет. Проблемы начинаются на грани невозможного. Вы колеблетесь. Вы не можете решиться. Сознание не может принять ответственность. И вот вы решили «А, была-не была!!!» И что? А дальше всё — вы ситуацию уже не контролируете. Дальше работает уровень подсознания. На сознание осталась одна функция получить результат и записать его. Получить опыт и сохранить его, можно ли так делать.

Хотите еще пример? Я тут упоминал зонтик на пальце. Так вот, возьмите учительскую указку или длинную линейку (сантимов 50-60, не меньше!). Попробуйте удержать ее на одном пальце? При непродолжительной тренировке это получается достаточно хорошо. Теперь возьмите старый карандаш или не длинную шариковую ручку, попробуйте проделать тоже самое. Не получается. Почему?

Да потому, что скорость отклонения от положения равновесия у карандаша намного больше скорости нашей реакции. То есть, наше сознание не успевает выдавать команды на уровень подсознания (где осуществляется управление мышцами). Пока сознание «сообразит» какую команду выдать (куда отклонить руку, на сколько, с какой скоростью), карандаш уже упадет.

Конечно, можно потренироваться, и в конечном итоге научиться удерживать карандаш. В время тренировок однотипные повторяющиеся операции (функции) снизойдут на уровень подсознания, а сознание снова начнет нормально «руководить». Именно — руководить, а не вмешиваться в работу.

Если бы мы управляли на сознательном уровне каждой мышцей, мы бы не смогли не то что кататься на велике или прыгать через ямы. Мы бы не смогли даже говорить. И только уникальная возможность мозга — опустить на уровень подсознания быстрые неуправляемые реакции, дала нам шанс выжить в дикой природе. За это мы «поплатились» тем, что мы научились ДУМАТЬ и ПРОГНОЗИРОВАТЬ развитие событий.

2 responses to “Притормози, когда тормозишь

  1. вот так загнул ! :-)))

    Кстати про момент трогания у меня часто бывает так: стоишь за кем нить (вторым или третьим) и вот загорелся зеленый, и ты видишь что водитель авто перед тобой (ну или первого авто) — на светофор не смотрит. он вообще не понятно куда смотрит…. потом секунды через 2 очухивается, судорожно включает первую, и с дури жмет на газ под неодобрительные гудки тех кто стоит в колонне за ним…..

    а тормозить однозначно плавно (Если место есть) у меня это уже в привычку вошло — при торможении не вперед смотрю а в зеркало назад :-))) чтобы не поймать кого нить :-)))

    • «у меня это уже в привычку вошло – при торможении не вперед смотрю а в зеркало назад»
      Ага.

Ответить на ВитГо Отменить ответ