Зарядник Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов. 5

Вопросов больше, чем ответов.

В предыдущей части я говорил о том, что критерием окончания зарядки аккумулятора является появление характерной «полочки» на графике э.д.с. Я говорил, что хорошо бы найти скорость роста э.д.с. во время зарядки. Я говорил, что когда скорость роста будет равна нулю или чуть больше нуля, то это будет считаться окончанием зарядки.

Что ж, я произвёл определённые действия с данными лог-файлов и получил весьма любопытный результат.

Для начала я «отрезал» все данные, которые не принадлежат режиму зарядки. (Это данные в режимах разрядки и в режиме, когда аккумулятор уже зарядился.)

Затем я попытался усреднить данные канала измерения э.д.с. Я начал усреднять с периода в 10 секунд. Не получилось. Слишком короткий период усреднения. Много шумов. Но кроме шумов наблюдается какая-то странная периодическая активность, сменяемая паузой. (Графики я наверно опубликую позже. Они очень необычные. Я думаю, на них стоит посмотреть.)

Потом я сделал усреднение по 60 секунд. Опять мало. 300 секунд — мало. 600 секунд — кое-что начало получаться. Остановился на значении периода усреднения равного 1000 секунд. (Почти 20 минут! Ужас!)

После этого я произвел дифференцирование, то есть вычислил

dE / dt.

Поскольку у меня получились очень небольшие значения прироста напряжения (примерно несколько единиц милливольт в секунду), поэтому при вычислении среднего значения я не стал делить сумму э.д.с. за период на 1000 (секунд), а оставил её так как есть.

По этим данным я построил графики изменения э.д.с. Я решил совместить графики четырех аккумуляторов в одном:

Первое, что удивляет — это поразительная похожесть процессов зарядки аккумуляторов.

В начале зарядки, а точнее первые 1000 секунд, скорость роста э.д.с. у аккумуляторов составляет примерно 1200 мВ/с. В следующие 1000 секунд скорость прироста падает до значения 50-70 мВ/с.

На графиках эти значения не показаны. Я их отрезал, так как они слишком большие и поэтому не дают рассмотреть более мелкие «приросты» э.д.с. В общем на графике показаны значения прироста с третьего периода, то есть спустя 2000 секунд после начала зарядки.

По оси абсцисс отложены значения — в тысячах секунд. По оси ординат — скорость прироста э.д.с. в мВ/с.

На графиках хорошо прослеживается сначала снижение прироста э.д.с. примерно до значения 2-3 мВ/с, а затем снова наблюдается ускорение прироста э.д.с. Пик прироста приходится на время примерно 34-36 тысячи секунд после начала зарядки. (Не забывайте, что график у нас начинается не с начала зарядки, а со значения 2000 с.) После чего происходит резкий спад и далее прироста практически уже нет.

Особенно хорошо это показывает аккумулятор №4, который заряжался чрезвычайно долго (розовый трек).

Если настраивать зарядник на отключение процесса зарядки аккумулятора, когда у того будет наблюдаться прирост э.д.с. 0-2 мВ/с, то вполне может случиться так, что зарядник может перепутать «ложбинку» в диапазоне от 10 до 20 тыс. секунд с реальным снижением прироста э.д.с. в конце зарядки. Значит нужно сначала найти «горочку» на 34-36 тыс. секунд , и только потом реагировать на снижение скорости прироста э.д.с.

А можно поступить вообще по простому — останавливать процесс зарядки после 40000 секунд, и никаких вычислений среднего и  дифференцирования. Тупо — разрядили до 0.9 В, потом поставили заряжаться. Отсчитали 40000 секунд — всё, Зарядился! Забирайте нафиг свой аккумулятор!

Вот, сейчас сижу и чешу репу… Что делать?

Вообще-то по уму надо бы потестировать и другие типы аккумуляторов. Но у меня, к сожалению, живых аккумуляторов, кроме этих, — нет. А на убитых и восстановленных делать какие-то прожекты — да ну его нафиг!

Добавить комментарий

