Теплая ламповая религия

Чем наука отличается от религии?

Наука строит свой храм на доказательствах, религия строит свой храм на вере.

Нет науки там, где вместо доказательств используются верования в то или иное явление или сущность. И, наоборот, религия исчезает там, где вместо верования приводятся доказательства. И правда — какой смысл верить в то, что доказано.

Так я не о традиционной религии и верование в Бога, в пророка Мохамеда, в Будду и иже им подобных. Я об электронике. А если более конкретно — о схемотехнике звуковых усилителей. Но не о ламповых усилителях.

Если человек преисполнен веры во что-то, то — тут всё ясно — этот случай я не буду рассматривать. Ибо если человек строит свои суждения о мире на основе веры, то никакие доказательства его не переубедят в истинности его веры.

Я обращаюсь прежде всего к тем, кто ради получения истины готов поступиться своими убеждениями, готов пересмотреть свои догмы и базовые позиции.

Когда речь идёт об измерении таких величин, как выходная мощность, уровень гармоник и так далее, то обычно берётся технический прибор и интересующая величина тупо измеряется. Иначе говоря, в результате опыта мы получаем какую-то цифру, которую мы можем потом сравнивать с аналогичными цифрами, полученными от другого образца (от другого усилителя). И, опираясь, на эти цифры аргументированно судить о качестве, того или другого изделия.

А вот, что делать, когда приходится иметь дело с параметрами, связанными с индивидуальной восприимчивостью? Ну, например, суждение «этот усилитель звучит как-то «сухо», не естественно».

Конечно, мы можем измерить коэффициент нелинейных искажений, можем измерить коэффициент динамических искажений, можем измерить полосу пропускания, можем измерить кучу других других характеристик. Но не всегда бывает так, что они хорошо коррелируют с субъективной оценкой качества звучания. Так что же всё-таки делать в этих исключительных случаях?

К счастью, мы живём в такое время, когда трудностей в вопросах получения и обработки статистических данных никаких нет.

Допустим, некоторый человек (эксперт) утверждает, что усилитель под номером 1 звучит чуточку хуже, чем усилитель под номером 2.

Хорошо, допустим это так! Однако, для подтверждения его слов давайте проведём статистические наблюдения с его участием. Давайте заставим его угадывать — «какой усилитель сейчас звучит: номер 1 или номер 2?» И если статистика его угадываний не отличается от статистики угадываний «какой стороной выпадает монетка», то такому «эксперту» доверять не следует.

Два дня назад ко мне обратился один мой знакомый с предложением сделать для него звуковой усилитель мощности. А почему бы нет! Сошлись на том, что усилок будет на базе TDA2050.

Однако, когда я занялся проектом, меня осенила крамольная мысль — а нафига, собственно, в цепях питании таких усилителей на плате параллельно электролитам (470-1000 мкФ) устанавливаются плёночные конденсаторы (0.1-4.7 мкФ)?

Вообще, зачем нужно обязательно устанавливать какой-то конденсатор параллельно электролиту?

Для чего вообще электролитические конденсаторы нужно шунтировать? Дело в том, что в силу специфики конструкции электролитических конденсаторов, они обладают некоторой паразитной индуктивностью. Индуктивность обусловлена обкладками фольги, которые изготовляются путем намотки друг на друга. На низких частотах эта индуктивность практически никак не сказывается. А вот на высоких — не позволяет быстро взять с конденсатора заряд, то есть на ВЧ-бросках возможно очень кратковременное «просаживание» напряжения питания.

Само по себе это не страшно, Ну подумаешь — было 25 В, и внезапно питание просело до 22 В. В конце концов, такое явление на НЧ вполне допустимо. Страшно то, что не всякий усилитель способен адекватно среагировать на такое просаживание питания. Когда просадка происходит относительно медленно, то усилитель успевает это дело отследить и скорректировать своё выходное напряжение.

Беда наступает тогда, когда усилитель не в состоянии отслеживать и правильно реагировать на просаживание питания. Может случится так (а часто именно так и бывает!), что усилитель начинает возбуждаться в такие моменты, звукотехники говорят — «подсирать». Если подключить осциллограф, то в такие моменты можно наблюдать кратковременные ВЧ-броски и «возбуды» на выходе усилителя. Понятно, что на качестве звука это отражается довольно-таки заметными на слух посторонними призвуками.

Так вот, чтобы такого не было, обычно параллельно электролитическим конденсаторам принято устанавливать другие конденсаторы, которые должны иметь значительно меньшую паразитную индуктивность. Однако, такие конденсатор обычно имеют ёмкость меньше, чем у электролитических конденсаторов.

Вопрос — почему люди обычно устанавливают именно плёночные конденсаторы, а не керамические? Ведь плёночные конденсаторы как правило имеют значительно большую стоимость, чем аналогичные по ёмкости керамические и электролитические.

Керамика обладает нелинейной характеристикой — это понятно!. При увеличении постоянного напряжения у керамических конденсаторов ёмкость «плывёт». Обычно уменьшается. Есть экземпляры, которые уменьшают свою ёмкость до 10 раз.

Не понятно другое — а где там в питании происходит значительное изменение напряжения, чтобы эта нелинейность начала сказываться? Нет там в питании такого большого изменения напряжения. 10%-ое просаживание напряжения питания — с 25 вольт до 22, — не сильно скажется на изменении емкости керамики.

А вот тот факт, что электролитические и плёночные конденсаторы имеют однотипное строение — намотку обкладок, говорит о том, что и там, и там будет присутствовать индуктивность.

Иначе говоря, я не вижу особой необходимости использования в цепях питания плёночных конденсаторов. Плёночные конденсаторы оправданы только в цепях передачи звука. Особенно там, где цепи эти не охвачены отрицательной обратной связью (ООС). То есть, из-за нелинейности характеристики керамический конденсатор вносит искажения с сигнал. Причем, чем больше амплитуда сигнала, тем больше искажения. Но беда в том, что если эти цепи не охвачены ООС, то об этих искажениях никто и не узнает, а это значит, что исправлять сигнал никто не будет. Таким образом искаженный сигнал попадёт в динамик.

Вся проблема в том, что если мы хотим установить шунтирующий конденсатор в 1.0 мкФ, то нам нужно взять керамический конденсатор номиналом 5, а лучше — 10 мкФ.

Хорошо-хорошо! Допустим, вы боитесь по каким-то (религиозным) устанавливать керамику. Но тогда рассмотрите вопрос шунтирования электролитов другими электролитами с меньшей ёмкостью. Например, электролит в 1000 мкФ шунтируем другим электролитом 2 мкФ. Паразитная индуктивность у маленького электролита будет не в пример меньше, чем у большого, и он сможет легко отрабатывать кратковременные броски тока.

Я предполагаю, что когда я соберу усилок товарищу, я обязательно «поиграюсь» с конденсаторами. Я заставлю его угадывать по звучанию, какие конденсаторы я сейчас установил. В конце концов, если человеку нужно качество звучания, он его получит. Но если человек озабочен религиозными соображениями, то никакие доводы его не убедят, кроме его собственной неспособности отличить одно от другого. Надо пробовать! Независимый эксперимент покажет всё.

Мне кажется, люди вообще не задумываются об эти вопросах. Они устанавливают плёночные конденсаторы просто потому, что так делают другие люди. Это религия.

Религия отучает человека включать мозг. Религия — это слепая вера, не подпускающая к своим догмам каких-либо сомнений. Религия разваливается тогда, когда человек проводит эксперименты. Доказательством истинности утверждения является воспроизводимость эксперимента вне зависимости от личности экспериментатора, вне зависимости от времени проведения эксперимента, и вне зависимости от пространства, где проводится эксперимент.

Либо каждый из нас может получать «священный огонь, который сходит с небес и который не жжется», либо мы должны верить… Либо — либо!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s