STM32F030. Отладочная плата

Для освоения STM32F030 мне понадобилась отладочная плата, и я решил изготовить ее своими силами.

Но вот так получилось, что я сначала закупил STM32F030F4 в корпусе TSSOP-20 (по 20 рублей!), и уже успел для них изготовить платы, а потом я обнаружил, что есть STM32F030K6 в корпусе LQFP-48 с шагом выводов по 0.8 мм (по 25 рублей), и тоже их закупил. А потом начал писать этот цикл статей. В общем, я буду описывать работу с STM32F030F4. Разницы между STM32F030F4 и STM32F030K6 — большой нет.

Основные требования, которые я предъявлял к отладочной плате состояли в том, что мне хотелось бы иметь «непаябельное» надежное подключение к максимально возможному количеству выводов микроконтроллера. Я остановил свой выбор на клеммниках. Они позволяют легко отключать и подключать любые концы. Они обеспечивают достаточно надежное соединение — конструкцию можно таскать со стола на стол, не боясь, что какой-нибудь проводок выскочит из разъема.

Следующее требование — на плате должен быть стабилизатор для микроконтроллера. Регулировка не нужна. А вот возможность питать его от разных источников («Крона», +5В из компа, зарядное устройство и т.п.) — желательно. Диодик LL4148, который вы видите на плате, предохранит схему от неправильной полярности. Поскольку, я предполагал, что источники питания будут разные, то на всякий случай у стабилизатора сделал полигон для сброса тепла.  Выбор стабилизатора MC78LC33 объясняется тем, что, во первых, он у меня был в коробке, и, во вторых, он имеет достаточно низкое падение напряжения (Vdrop) и достаточно высокое максимальное входное.

Еще одно требование к плате — на плате должен быть установлен драйвер RS232. Это нужно как для общения микроконтроллера с внешним миром, так и для отработки заливки программ через UART.

Кроме того, на плате должен быть предусмотрен стандартный разъем SWD. Мало-ли, а вдруг что-то не срастется с программированием через UART.

Вообще, надо признаться, что первую прогу я заливал через SWD. Тупо подключился к одноименному разъему на плате  STM32 VALUE LINE DISCOVERY (разумеется удалив с нее перемычки!) и залил код. Причем, я не знаю по какой причине, но в SWD-разъеме почему-то не предусмотрен контакт для RESET. Пока я не пробросил этот проводок со своей платы на плату STM32VLDISCOVERY, плата не отзывалась. Так что наличие сигнала сброса в программаторе должно быть обязательно!

(Сейчас вспоминаю программирование MSP430 по  SBW— там реально четыре проводка: VCC, SBWTCK, SBWTDIO и GND.)

Далее, на плате нужно предусмотреть джампер для BOOT0. А вот сигнал BOOT1 для STM32F030F4 я так и не нашёл! Видимо, упразднили в связи с легковесностью камня. (Ага, легковесность — 48 МГц!)

Хорошо бы предусмотреть еще один джампер для разрыва питания на проц — чтобы вместо джампера можно было включить амперметр.

Далее, желательно на плате предусмотреть хотя бы пару кнопочек для ввода реакции пользователя, и иметь возможность повесить на свободные порты светодиоды. Пару кнопок я и так поставил, а уж светодиодов насыпал «от души».

На плате должна быть обязательно кнопка сброса. Уж сколько раз я себя бичевал за то, что на макетных платах (для коммерческих целей) я экономил на этом элементе. Пока отлаживаешь программное обеспечение, так или иначе приходится перезагружать микроконтроллер. Без кнопки, приходилось либо разъединять питание, либо замыкать пинцетом ноги проца.

Еще одно требование, на плате желательно предусмотреть место для кварцевого резонатора. Предусмотрел и… не удержался и сразу же впаял его.

— Не, нуачо ждать-то! (с)

Да! Чуть не забыл! Обязательное требование предусмотреть на плате подключения скобы общего провода, куда бы можно было подключать землю осциллографа или минус мультиметра.

Ну, вот, пожалуй это все требования.

И вот, что у меня получилось (фотки кликабельны):

534

536

На фотках все основные элементы подписаны. Сторона пайки выглядит грязно, да. Плата приготовлена не «на продажу», а как «рабочая лошадка», которую, возможно, придется еще не один раз перепаивать. Поэтому я не стал смывать смывать канифоль. Когда более-менее паяльные работы утихнут (смешно сказать — но в этот раз они почти сразу же утихли!), то лишнюю грязь, конечно, смою. Но сейчас — пока так.

Только нежных блондинок пугает вид двигателя. Блондинки не понимают по сути, что на них (на блондинок) трудится именно двигатель, а не блестящий капот. Искаженная система ценностей. Не смертельно.

4 responses to “STM32F030. Отладочная плата

  1. Где пример мигания светодиодиком?

  2. Будьте добры, скиньте схему платы, а также виды емкости и сопротивления. Как сделали столь тонкие и аккуратные дорожки, расскажите технологию. Кварц на сколько? Что за деталька над микросхемой mc78l? Еще что-нибудь расскажите про плату)))

    • Вам придется немного подождать, у меня нет схемы в готовом виде. Я её нарисую и прикреплю сюда же.

      Я посчитал, что схема (мне) не особо нужна — поскольку печатная плата очень простая. Почти все выводы микроконтроллера прослеживаются — куда идут, к чему подключены.

      Конденсаторы и резисторы в типоразмере 0805. Керамические конденсаторы в питании и других цепях имеют ёмкость 0.1 мкФ. Два конденсатора, установленные на ножках кварцевого резонатора, — от 15 до 27 пФ. Точное значение я не помню. Да, это и не принципиально!

      Кварцевый резонатор — стандартный, на 8000 кГц. Ни какой экзотики.

      Над стабилизатором MC78LC05 черная «деталька» — это танталовый конденсатор ёмкостью 33 мкФ и на напряжение до 16 В. Чуть левее — красненькая «деталька» — обычный широко распространённый диод типа LL4148. Вообще, такой же диод, но со штыревыми выводами имеет обозначение 1N4148.

      Плата изготовлена обычным способом — по лазерно-утюговой технологии (ЛУТ). Ничего уникального я не применял. А то, что дорожки получились очень аккуратные — ну… простите, погорячился! (с) У меня не всегда так бывает. Я обычно платы делаю по 0.3/0.3 мм, (ширина дорожек/расстояние между дорогами). А тут… ну, вот так получилось. Бывает.

      Самое главное — не надо к плате относится как к бриллианту в дорогой оправе. Это не произведение искусства! Плата не предназначена для восхищений и восторганий. Она не поедет не выставку и не будет продаваться. Плата предназначена для работы. Она должна помочь освоиться со спецификой работы этого микроконтроллера. В процессе работы плата постепенно будет терять презентабельный вид и переходить к состоянию «брутальный хлам». Рассматривайте плату не как чайный сервиз, а как обычную лопату для огорода. Тогда вы увидите её предназначение и познаете истинную её ценность.

Добавить комментарий

