Тормозить вредно

Бензин сильно тратится тогда, когда часто и сильно жмешь на тормоз.

Топливо, понятно, расходуется на трение — трение колес, трение в двигателе, и на большой скорости — трение о воздух.

Если бы не было трения, то можно было бы разогнать авто, и он бесконечно долго двигался бы с постоянной скоростью. Но это возможно только в космосе. Нам же, земным жителям, приходится тратить топливо на преодоление трения.

Кроме того, топливо еще тратиться на подъем автомобиля. Если бы трасса была строго горизонтальная, то дополнительного расхода на подъем в горку — не было бы. И наоборот, когда авто спускается вниз происходит экономия топлива. Если так прикинуть, что на длинном пути встречаются небольшие возвышенности и спуски, но начальная точка маршрута и конечная находятся примерно на одной высоте над уровнем моря, то можно считать, что повышенный расход топлива на подъемы будет частично компенсирован экономией на спусках. То есть на подъемы и спуски можно закрыть глаза в первом приближении.

Таким образом, топливо в основном тратится на преодоление сил трения. Причем чем выше скорость, тем выше трение о воздух. Разумеется, есть еще и снижение кпд двигателя на больших оборотах. Но однако, давайте вернемся к педали тормоза.

Мы «вваливаем» очень много топлива в цилиндры при разгоне. Разогнав 1000 кг железа до какой-то скорости, нам нужно совсем немного топлива для поддержания этой скорости. То есть нужно совсем немного топлива для компенсации сил трения, которые, если совсем не кормить «пихло», в конце концов остановят машинку.

Еще раз: при разгоне мы тратим очень много топлива (у меня получается 20, а иногда и более литров на 100 км). При равномерном движении 60-80 км/час тратится совсем мизер — у меня примерно 3-4 литра на 100 км. На скорости 90-100 км/час — примерно литров 5 на 100 км. 100-110 км/час — около 6 л на 100 км.

Чем выше скорость, тем выше расход

Но весь фокус в том, что на трассе нам нужно только один раз «втопить». Потом мы идем равномерно. А в городе приходится топить и тормозить, и снова топить, и снова тормозить. Таким образом, при каждом торможении всю энергию разогнанного автомобиля приходится выкидывать на помойку. А ведь мы для получения этой энергии движения сожгли 20 и более литров на 100 км! То есть мы просто вот так взяли и выплеснули бензин на дорогу.

Если разогнать автомобиль до скорости 100 км/час и выключить трансмиссию, то он может проехать 1-2 км. Может и больше. Это, так сказать, отработают те самые 20 литров на 100 км, израсходованные за 100 метров пути, пока мы ускорялись. Но в городе мы не можем проехать «накатом» пару км. Обычно проедем 100-200 м и опять встанем на светофоре. А потом опять будем топить со скоростью 20 л на 100 км.

Поэтому не удивительно, что машинка много жрет. А собственно — мы ведь каждый раз обнуляем заданную ей энергию движения. А потом снова от души вваливаем в цилиндры топливо чтобы первым прийти к красному сигналу светофора.

Этого бы не было, если бы можно было как-то рекуперировать энергию. Я не говорю, что при нажатии на тормоз в бензобак должен обратно поступать бензин. Трамваи при торможении отдают энергию в сеть. Некоторые автобусы при торможении накапливают энергию на специальных конденсаторах. Но автомобили типа «хомяк» вынуждены выкидывать энергию — превращать ее в бесполезное тепло и бессмысленный износ тормозных колодок.

Поэтому, чем чаще и сильнее вы тормозите, тем больше вы тратите бензина при прочих равных условиях. Езда в ритме вальса — самая экономная. К стати, с точки зрения аварийности — она еще и самая безопасная. Прямолинейное и равномерное движение — самое прогнозируемое движение. Если ваше движение легко прогнозируется другими участниками, то вы создаете меньше аварийных ситуаций.

И наоборот, езда в стиле «дерганный Майкл Джексон» способствует повышенному расходу топлива и повышенной опасности. Угадай с одного раза маневр!

Всем безопасной езды!
Берегите себя.

Advertisements

3 responses to “Тормозить вредно

  1. Для города хорошо подходят гибридные авто с силовой установкой из ДВС и ЭД. При торможении энергия идет на подзаряд аккумуляторов ЭД. Такое себе рекуперативное торможение.

  2. Ради интереса рассчитайте кинетическую энергию автомобиля (квадратичная зависимость от скорости!) . Мне понравилась статья:
    http://www.secuteck.ru/articles2/videonabl/plyajnii-basketbol-k-voprosy-videofiksacii7/
    Сравнение кинетической энергии автомобиля и потенциальной энергии ручной граны надолго отбивает охоту по лихачить.
    Что бы меньше тратить топлива нужно ездить по городу «солидно». Т.е. не куда не спеша, на средних оборотах, стартовать на светофорах, а не давить в пол. Не нарушать скоростной режим. Использовать плавное торможение двигателем пред светофором.
    Правда более безопасным такой стиль вождения не будет, подрезают часто и приходится использовать экстренное торможение.

    • Не плохая статья. Особенно понравилась метафора, я только её немного перефразирую:

      Не раскалывайте свою жизнь на две части — на жизнь до ДТП и жизнь после ДТП. Изначально вы живете на правильной половине. Оцените подарок судьбы. Не быть идиотом в вашей власти!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s