Семинар по вопросам энергопотребления STM8L/STM32L

Промэлектроника проводит очередной семинар на тему

Как добиться минимального энергопотребления при помощи микроконтроллеров STM32L/STM8L. г.Екатеринбург

Мне пришло приглашение. Я ответил.

Но вот ответ:

Тема семинара интересная, семинар нужен. Да и вообще, я считаю, семинары нужны — и как способ получения целевых знаний, и как повод собраться инженерам-разработчикам вместе и обменяться своими мнениями и взглядами на проблемы. Живое общение дает многое, чего не способны дать средства коммуникации. Так что, всё правильно делаете!

получился какой-то совершенно не краткий, а скорее похожий на эссе на тему что нужно делать, кроме того что уже делается.

Для проведения макетирования очень сильно нужны STM32 в больших DIP-овских корпусах.

У меня несколько разработок ушло на платформу AVR только потому, что не оказалось под рукой DIP- или хотя бы TQFP-корпуса с большим шагом ног (0.8 мм), с которым удобно работать — создавать прототипы. Вот и сейчас я вынужден закладывать в разработку ATMEGA16/32 не потому, что она мне нравится, а потому, что мне нужно быстро приготовить и продемонстрировать работоспособность прототипа. Макетные платы типа STM32Discovery — не подходят по разным причинам.

Кроме того, и я в этом абсолютно уверен, что большие корпуса будут способствовать притоку новых кадров в STM32-сферу. Не секрет, что большинство первых экземпляров конструкций выполняется методом ЛУТ (лазерно-утюговой технологии), там где это возможно. И только уже потом происходит переход на корпуса для серийного производства. А первые поделки — желательно делать из крупных корпусов. В ручную делать платы с дорожками 0.2-0.3 мм — намного труднее, дольше и дороже, чем платы с дорожками 0.4-0.5 мм.

Поэтому не только мне, но и многим разработчикам, приходится отказываться от STM32 и выполнять макетирование на тех микроконтроллерах, с которыми можно работать не напрягаясь. А после успешного проведения макетирования на AVR — о каком возврате на платформу STM32 можно говорить! — Поезда уходят безвозвратно. А жаль!

Прошу довести мою просьбу до маркетингового отдела ST Microelectronics.

Второй вопрос. Очень нужен «родной» С-компилятор для STM8 под Linux.

Ну, в самом деле — ну сколько можно работать на ворованном программном обеспечении и ходить под прицелом? Если вы еще не получили повестку в суд — это еще не значит, что можно продолжать работать на пиратской копии Altium или IAR. Как говорится, сколько веревочке не виться…

На досуге почитайте — http://habrahabr.ru/post/182848/ и прикиньте — имеет ли смысл рисковать разработчику, если есть альтернативные свободные программные продукты на платформе Линукс? Платформа Линукс предоставляет свободу разработчикам и не несет в себе угрозу возмездия.

А работа на платформе Виндовс — наоборот, напрягает разработчиков, давит морально, требует ощутимых периодических затрат. Либо приучает к мысли, что воровать — это норма жизни. Главное — не попадаться. Этакий ущербный менталитет.

Сейчас многие разработчики переходят на платформу Линукс. Это заметно и по количеству публикаций в прессе, и по количеству вопросов на форумах. Причем, следует заметить, что переход на Линукс-платформу осуществляется по направлениям STM32? AVR и MSP430, но не STM8. STM8 в Линуксе отсутствует как класс. А это означает, что отсутствие Линуксового кросс-компилятора gcc для STM8 ограничивает распространение самих STM8.

Я считаю, что если фирма занимается продажей микросхем, то средства разработки ей надо предоставлять разработчикам бесплатно. Хороший пример — ATMEL. Фирма производит продает микроконтроллеры, но среду разработки предоставляет бесплатно. Другой вопрос, что среда разработки Виндовая. Не в этом дело — Виндовая или Линуксовая! Дело в том, что всякий желающий использовать AVR чувствует себя свободно. Поэтому у Виндовс-разработчиков AVR нет особого напряга — они с удовольствием пользуют бесплатную среду, и покупают микросхемы, которые по факту дороже STM8. В Линуксе же для AVR тоже есть gcc-компилятор.

Поэтому, люди чувствуют себя вполне комфортно на платформе AVR, чего не скажешь про платформу STM8. Еще раз: разработчики медленно и целенаправленно постепенно переходят на Линукс, значит очень желательно для них и для STM иметь в Линуксе С-компилятор для STM8. Всё просто, ничего заумного тут нет!

Это к вопросу, почему сегодня количество разработок на базе AVR намного больше, чем на базе STM8 не смотря на то, что стоимость микросхем AVR выше аналогичных микросхем STM8.

Мое видение такого перекоса заключается в двух пунктах — отсутствие поддержки для платформы Linux и отсутствие корпусов с крупным шагом выводов. А в следствие малого количества разработчиков, которые используют STM8, — отсутствие экосистемы у этой платформы как таковой. Экосистему нужно нарабатывать, сама по себе она не появится. А если здесь тусуется крайне ограниченное количество разработчиков, то … имеем то, что имеем, а не мощную экосистему.

Мне кажется, что «прорыв» STM можно было бы обеспечить выполнением всего двух названных выше пунктов. Я не претендую на истину, все можно и нужно обсуждать.

Так что же на самом деле мешает STM попробовать устранить эти препоны?

На сколько я понимаю, для ST Microelectronics не сложно выпускать часть своих микроконтроллеров в крупных корпусах и не сложно переписать GNU-компилятор для своих STM8. Но в силу каких-то убеждённостей (или заблуждений) фирма этого не делает. Боится экспериментировать? А зря. Зря.

15 responses to “Семинар по вопросам энергопотребления STM8L/STM32L

  1. Странно как то, в новостях и следовательно в RSS нет информации об этом семинаре.
    На сайте в списке семинаров нашел, но при переходе на страницу регистрации выдает «Регистрация на этот семинар закончилась». Видимо закрытое мероприятие, только по приглашениям =(
    А так то интересная тема семинара.

  2. «У меня несколько разработок ушло на платформу AVR только потому, что не оказалось под рукой DIP- или хотя бы TQFP-корпуса с большим шагом ног (0.8 мм),…» — В eBay-е полно копеечных плат-переходников с того же TQFP или TSSOP (использовал для STM8S103F3) на DIP.
    Для макеток/разработок самое то!

    • Я ebay-ем начал пользоваться совсем недавно. Первая посылка, которую я оплатил, все еще в пути. На dealextreme я что-то подобно тоже видел. Но вся проблема в том, что как правило время разработки ограничено. Ждать три-четыре недели — это непозволительная роскошь!

      Можно, конечно, прикупить заранее какие-нибудь платы, что я скорее всего сделаю, но с моей точки зрения это — какие-то костыли в решении проблемы. Я бы предпочел ЛУТ. И я уверен, что я буду не смотря ни на что продолжать двигаться в этом направлении. Ибо ЛУТ — это два-три дня от начала разработки платы до ее получения. А если еще учесть стоимость, то эта овладение этой технологией для TQFP не оставляет шанса другим способам макетирования.

  3. Добрый день. Вы получили ответ на письмо? Интересно почитать. И да, как на сегодняшний день обстоят дела с stm8 под Linux?

    • Не очень понимаю, что Вас интересует. Я не помню про ответ на письмо. Вроде бы не получал.

      И тем не менее, на сегодняшний день ST уже производит микроконтроллеры STM32 в корпусах с большим шагом.

      Что же касается программного обеспечения STM8 под Линукс — я не в курсе, что там происходит. Не интересуюсь вообще.

      Я вычеркнул STM8 из своей жизни. Эти МК ничего существенно нового не дают, только распыляют мою ресурсы. До сих пор у меня не встречались проекты, где бы принципиально было нужно применять STM8 — только его и никакой другой. Всегда была и остается возможность гибко заменять один тип МК на другой. А плодить сущности, которые похожи друг на друга? поддерживать и без того очень широкую базу знаний. Какой в этом смысл?

      Я считаю, что лучше иметь глубокие знания (и хороший опыт) какой-то базового набора типов МК (AVR, MSP430, STM32), чем иметь широкие знания по многократно повторяющимся с небольшими отличиями сущностям. Лучше знать что одно, но хорошо, чем знать много, а в сумме и ни о чем.

      (Надеюсь, вроде понятно сказал.)

      Если бы все проекты были уровня моргания светодиодом, то глубокие знания МК не требовались бы, можно было бы без ущерба расширять свою «ерундированность» по другим типам МК.

  4. Вы правы: для тех, у кого уже есть определённые наработки/опыт с AVR и MSP430 может и нет смысла в трате времени на изучение STM8.
    Но для начинающих это открытая тема, т.к. эти МК дешевле аналогов от Atmel и TI. Мне лично один китаец в ebay-е предлагал партию (помоему 50 шт) по такой цене, что цена одного чипа получалась в разы меньше аналогичных AVR-ок. Ещё плюс это наличие в продаже относительно дешевого программатора/отладчика как ST-Link (оригинал/клоны/встроенный в Discovery плату).

    • И кроме того, нужно учитывать еще и вот какой казус.

      В настоящих разработках, которые специально делаются для решения каких-либо конкретных проблем, а не просто поморгать светодиодом ради собственного удовольствия, обычно кроме самого микроконтроллера имеется еще небольшая кучка других радиодеталей. И перед разработчиком встает дилемма:

      — осуществлять ЛИ разработку на том микроконтроллере, который знаешь хорошо, к нему имеется целый набор программ и аппаратных средств разработки, но при этом цена изделия будет дороже,

      — ЛИБО заняться изучением нового МК, к которому в арсенале разработчика нет ни программатора, нет ни программного обеспечения, да и опыта работы с этим МК тоже нет.

      Теперь берём среднюю цену STM32F1xx, допустим, она равна 150 рублей, и берем самый дешевый STM8, допустим, он стоит 20 рублей.

      Разница в стоимости 130 рублей — это цена, на которую разработчик повёлся. Даже если изделие будет выпускаться серийно, то даже и в этом случае экономия в 100 рублей на фоне стоимости всего изделия в 1-2 тысяч рублей может оказаться сомнительной. Потенциальные причины я не называю — их много.

      Важно понять, что экономя только на одном процессоре, невозможно заметно «рвануть» вперед. Если разница в цене того или иного процессора составляет 100-200 рублей — это не тот случай, когда нужно бросить все наработки и срочно переходить на более дешевый вариант. Переходить на новый процессор следует только тогда, когда он принципиально отличается от того, с чем разработчик работал до настоящего времени.

      На основе личного опыта скажу, что между STM312F0xx (Cortex-M0) и STM8 я не вижу каких-то сильных отличий. Цены на МК примерно одинаковые. Поэтому, я не вижу положительных моментов для изучения STM8. (Я STM32-то еще не весь знаю!) Какой смысл изучать мне еще одну специфику работы с портами в STM8? Я бы лучше потратил это время на изучение работы USB в STM32. Вы понимаете, о чем я толкую?

      • Gordon Freeman

        Насчёт STM32 полностью согласен. При таких ценах вообще непонятно для чего они выпустили 8-битки.
        Но я не указывал STM32 в предыдущем посте. Только AVR, MSP430 и STM8, и рассматривал ситуацию для НАЧИНАЮЩИХ — тех у кого нет опыта вообще!
        А так вы абсолютно правы: в большинстве случаев человеку с опытом работы на одном МК нет смысла изучать аналоги.

        P.S. Лично мне STM8 нравятся. Для поделок непрофессионала — самое то 😉

      • >> Лично мне STM8 нравятся.
        И это очень хорошо!
        Хорошо, когда человек нашел свой выбор.
        А опыт — дело наживное 🙂

  5. SDCC вполне себе работает…С отладкой хуже а то на AVR-то оказывается есть: simulavr, avrsim и simavr! И узнал я о них только через 10 лет уже под закат, и поддерживают немало.
    Везёт тем кто может вычеркнуть какую-то архитектуру. У меня заказчики бывает из-за цены требуют stm8

Добавить комментарий

