День Бревна и чтиво про Счастье

Похоже, я опять «переработал» — все надоело до тошнотиков, ничего не охота делать. Не хочу паять, не хочу даже комп включать. Противно даже встать побриться и поесть нормально, по человечески. Меня сразили мощная апатия и прокрастинация. Результат эмоциональных перегрузок. Трудоголик хренов!

В последние несколько месяцев (а может быть уже год или даже два) в нашей семье мы нашли «лекарство» от прокрастинации. Называется поэтически — День Бревна.

Заболевший объявляет «День бревна», ложится в постель и ничего не делает. То есть вообще ничего. Домашние его кормят, как нормально-заболевшего, заботятся о нем. По дому хлопочут как обычно, но вот «больного» к домашним делам не подпускают — Болеешь, так болей по настоящему! Заболевший честно старается в постели не работать — даже умственно. Полная опустошенность и отрешенность от внешнего мира.

Надо сказать, помогает. Иногда вылечиваешься за день, иногда за два. А иногда вообще достаточно пары часов полежать. Потом как кто под жопу начинает пинать. Но нужно не вскакивать сразу, а обязательно «вылежать» еще какое-то время, чтобы организм реально смог восстановить силы. Тогда действительно «День Бревна» работает.

Так вот, на этот раз я даже толком и не смог «поболеть». В руки попалась чудесная книжка «Счастье от ума», автор — Леонид Левит. Прочитал примерно десятую ее часть и понял — надо рассказать о ней людям. Классная книжка.

Для затравки, приведу целую пачку цитат из нее:

Жил был в Древней Греции мыслитель Эпикур. Сей философ даже выиграл однажды диспут о благополучной жизни. Сам он держался от толпы подальше: купил домик в пригороде Афин и жил там с друзьями. Эпикур создал свою философскую школу, члены которой назывались эпикурейцами. В первую очередь, эпикурейцев интересовал вопрос о том, как получать больше наслаждения от жизни. Философы данной школы выделяли три основных вида удовольствия: наслаждение слуха (приятная музыка), наслаждение вкуса (изысканная пища) и сексуальное удовольствие. (Надеюсь, читатель, вы уже подумали над тем, как организовать ситуацию, чтобы получить „три в одном“).

Однако очень важно отметить, что Эпикур разграничивал удовольствие и счастье: „Роскошные яства и напитки не дают нам свободы. От излишнего богатства, превышающего естественные потребности, пользы не больше, чем от воды, которую льют в переполненный кувшин“. По мнению Эпикура, для счастья человеку надо совсем немного: пища, кров, одежда, друзья, свобода и, главное, способность мыслить. Живущий по таким принципам является мудрецом.

Далее пара абзацев про непростое наше время:

Теперь вернёмся в наш суетливый век. На смену социалистическому застою пришел капитализм с его лихорадочной активностью. Цель всего капиталистического бизнеса — заставить нас купить как можно больше. Иначе бизнесу крышка. Поэтому бизнес старается „влезть к нам в голову“ и разжечь наши аппетиты, придумать новые, неестественные потребности. Реклама на каждом шагу обещает нам удовольствие и счастье, которые наступят в результате покупки и потребления всё новых товаров. Эффектные картинки и броский текст делают своё дело: они нарушают психическое равновесие обывателя и благодаря этому манипулируют его сознанием и поступками. Обычный потребитель в капиталистическом обществе вынужден постоянно расплачиваться деньгами за свои мечты и иллюзии, вызванные нехваткой внутренних ценностей и ориентиров. Ведь каждый, например, понимает, что схемы „быстрого обогащения“ не работают, и всё-таки многие предаются мечтам о лёгкой жизни. Обладание тем или иным товаром ассоциируется с мгновенно наступающим счастьем, что, конечно же, не так.

Вот еще:

„Но если я куплю новую тачку со всеми наворотами, неужели я не получу море удовольствия?“ — спросите вы. Вероятно, получите. Вопрос в том, на какой срок и какой ценой.

Удовольствие почти всегда связано с определёнными органами чувств, в нём присутствует ярко выраженный телесный компонент (например, вкус любимого мороженного или ощущение оргазма). Однако удовольствие имеет свойство быстро исчезать, „приедаться“. Первый батончик „Баунти“, возможно, на самом деле подарит его обладателю райское наслаждение. Второй — будет просто приятным. А третий уже вызовет пресыщение и отрицательные эмоции. Более того, даже если вы будете употреблять „Баунти“ не так часто, например, несколько раз в неделю, всё равно он через некоторое время вам надоест, и вы отправитесь на поиски чего-нибудь „новенького“.

Почему же люди так любят удовольствия, так гоняются за ними? Да из-за лёгкости! Еда или курение просты; они не требуют моральных или интеллектуальных усилий. Положил в рот — и порядок!

Поскольку удовольствие тесно связано с эмоциями, то погоня за ним „раскачивает“ и эмоциональную сферу человека, делает его психически неустойчивым. „Двуногие“, желающие получить всё и сразу, отличаются чрезмерно резким реагированием на всё, что с ними происходит. Они не способны отсрочить получение удовольствия, даже если это связано с последующими неприятностями. Общение таких „краткосрочных гедонистов“ — непрерывная драматизация, раздувание из мухи слона. А как иначе? Ведь и скоротечное удовольствие — не что иное, как разноцветный мыльный пузырь! Вот так общество соблазнов формирует будущих невротиков из психически неустойчивых граждан.

И вот пошел текст почти про меня:

Для того, чтобы иметь возможность получать всё новые удовольствия, покупать всё новые вещи, люди вкалывают по многу часов на нелюбимой работе. Они даже толком не успевают насладиться тем, что приобрели. Труба зовёт, пора на завод. Круг замкнулся, человек оказался в ловушке, бегать по которой он, подобно белке в колесе, будет всю оставшуюся жизнь. Вопрос о том, чтобы заняться действительно важными делами — своей душой, интеллектуальными и культурными ценностями, — даже не встаёт на повестке дня. Вместо этого — ежедневный „фаст-фуд“ вперемежку с попсой — мусор для тела и психики.

Из-за постоянной тяги к немедленному удовольствию человек постепенно лишается способности к преодолению мелких неприятностей, которые являются неизменным спутником всей его жизни. Например, сходить в магазин в дождливую погоду или подняться на несколько этажей без лифта. Формируется изнеженность в сочетании с высокими претензиями. Масштаб трудностей раздувается в воображении такого индивида, который, отказываясь совершать не совсем приятные, но необходимые дела, сам загоняет себя в угол и получает в итоге серьёзные проблемы. Откладывает, к примеру, визит к стоматологу, из-за чего болезнь зуба становится всё серьёзнее.

Вот еще, тоже очень близко.

Вот так же и со многими дорогими „игрушками“ в быту: пару недель удовольствия, затем быстрое привыкание, иногда с примесью разочарования: „и для того, чтобы купить ЭТО, я горбатился целый год!?“. Однако стоит по какой-то причине лишиться качественной вещи, как наступает „ломка“ — организм незаметно привыкает к высоким стандартам потребления и требует их снова и снова. Вот такой тупичок: и с тачкой не в кайф, и без неё муторно.

„Обществу искушения“, в которое мы постепенно вступаем, надо уметь грамотно противостоять. Иначе рано или поздно сползём в зависимость от простых и быстрых удовольствий со всеми, как говорится, вытекающими…

Как показывают соцопросы в Штатах, для многих американцев становится неприятным сюрпризом, насколько быстро исчезает удовольствие от новой дорогой покупки, сменяясь в лучшем случае „стабильным“ ощущением комфорта, а в худшем — разочарованием. Про годы жизни, вырванные зарабатыванем денег на всё это, я даже не говорю… Мало кто из людей хорошо умеет различать необходимое (воздух, вода, пища, убежище, кое-какая одежда) от желаемого (см. рекламу). В конце концов, функция пальто — всего лишь согревать нас в непогоду. И не более того.

Современная психология получает всё больше данных, как непрерывная погоня за удовольствием приводит к внутреннему опустошению.

еще

Сделавшие покупку потребители не только быстро привыкают к тому, что они выбрали, и в результате разочаровываются, но и начинают сожалеть о том, чего они не купили, поскольку потратили деньги на уже сделанное приобретение. Их последняя попытка поддержать угасающее удовольствие — начать хвастаться купленным предметом перед знакомыми и через их восхищение или зависть повышать собственную самооценку. Весьма извращённое занятие, следует признать. Тем более, что предмет ими куплен, а не создан. Очередной раз мы видим, как пустота внутри человека заставляет его цепляться за внешние предметы и верить, что окружающие устроены точно так же, а, следовательно, так же тупы, как и он сам.

и еще

Путая острое, но краткосрочное удовольствие с духовным удовлетворением, некоторые люди в условиях изобилия предметов потребления надеются получить „всё и сразу“. В результате вся их жизнь превращается в погоню за легкодоступными удовольствиями, которые с каждым разом всё „мельчают“ (из-за быстрого привыкания к ним). Учёные называют это явление „гедонистическим бегом на месте“.

и еще

Одним словом, перенос акцента на мир материальных вещей чреват многими неприятными сюрпризами. Всё это очень напоминает упомянутую в начале книги сказочную жар-птицу, никого не подпускающую к себе достаточно близко. Оставляющую после себя сплошные сожаления о недостигнутых иллюзиях. Как говорил один индийский мудрец, „если вы выигрываете крысиные бега, вы все же остаетесь крысой“.

Новый тревожный симптом в развитых странах — „отягощение собственностью“. Это когда у потребителя появляется такое количество вещей, что он вынужден постоянно заботиться о них, заниматься ими. Возникает парадокс: человек покупал разного рода технические устройства, чтобы облегчить себе существование, а получил нечто противоположное; теперь вся его жизнь посвящена данным устройствам и их обслуживанию. Современный житель превратился в придаток собственных вещей (в первую очередь, компьютера) подобно „рабу“ у станка в период промышленной революции. Правда, в нынешнее рабство он загнал себя сам.

Интересно в данном контексте проследить судьбу важной теоретической разработки середины прошлого века, сделанной американским психологом Абрахамом Маслоу. Он создал так называемую пирамиду потребностей, в широком основании которой лежат биологические и материальные потребности. Лишь их разумное удовлетворение, по мысли Маслоу, позволяет индивиду подняться на более высокие уровни, связанные с духовным развитием и самореализацией. Что же мы имеем в реальности? Огромное число граждан, дорвавшись до изобилия на нижних уровнях пирамиды, застревают там навечно в блаженно-сытом оцепенении, лелея своё перекормленное пузо заплывшим от жира и духовной лени мозгом. Пока не закончится очередная порция денег.

Погоня за удовольствием и невозможность его достичь ведут к бессмысленной суете и спешке современного жителя, резко повышая уровень стресса и враждебности. Неслучайно депрессия и тревожные расстройства растут быстрее всего именно в развитых странах, жители которых должны были бы наслаждаться счастьем более всех остальных. Ан нет. Природа всё ставит на свои места: счастье не в деньгах и не в материальных предметах. И вообще, „вечного кайфа“ нет.

Неслучайно Зигмунд Фрейд рассматривал взросление как процесс замены принципа наслаждения принципом реальности. У современного разбалованного (разболтанного?) потребителя необходимость становиться личностью вызывает страшный визг протеста. Для них погоня за удовлетворением разросшихся материальных потребностей и есть реальность. Унитаз — свидетель „плодов“ этой погони.

Такие невротики 21 века уже отучились чувствовать себя нормально в отсутствие очередной „игрушки“. Состояния внутренней гармонии, равновесия, безмятежности им незнакомы. В их перегретом мозгу вопрос стоит ребром: или удовольствие, или неудовольствие. Промежуточных, „просто комфортных“ стадий они не замечают и не ценят. С такими и психотерапия невозможна: ну как научить их ценить „неизвестное“ чувство покоя ещё до того, как судьба отвесит им смачную оплеуху? Ведь обилие жизненных кризисов таким „рыночным“ личностям гарантировано.

Чтобы слегка подбодрить приунывших потребителей жизни, хочу сказать, что удовольствие в определённых пределах всё же можно и нужно получать. Вот основные правила: сделать удовольствие нечастым, тогда оно будет ощущаться острее (да и в зависимость не попадёте); „смаковать“ каждый момент удовольствия; делиться им с окружающими людьми (превратив удовольствие в неожиданный и приятный сюрприз для них). При соблюдении данных „правил техники безопасности“ удовольствие займёт свою небольшую, но приятную нишу в вашей долгой жизни и не нанесёт вреда здоровью.

По большому счёту, как вы уже поняли, ставки на удовольствие быстро „сгорают“. Потому что душевное удовлетворение гораздо важнее для счастья. Но штука эта не столь проста для понимания и достижения, поэтому обсуждаться будет ближе к концу книги, в числе основных „рецептов“ по-настоящему счастливой жизни.

Некоторые психологи продолжают надеяться, что большинство людей после достижения „разумного“ уровня комфорта будут проводить оставшееся время за развитием своих интеллектуальных сил, стремясь к высшим формам жизни. Ну что ж, надежда умирает последней…

ну и пожалуй хватит. Почти в полкниги сюда закопипастил. Читайте лучше книгу сами!

Реклама

2 responses to “День Бревна и чтиво про Счастье

  1. Вот ещё тут более подробно есть про гедонизм и с точки зрения физиологии влияние табака, музыки и т.д. http://www.kpe.ru/biblioteka/konceptualnye-znaniya/1819-61-orujie-genocida

  2. Увы, да. Отвечу цитатой из книги:

    «Опять же процитирую дядюшку Фрейда, повидавшего на своём веку тысячи пациентов: „В глубине своего сердца я не могу избавиться от убеждённости в том, что мои дорогие сограждане, за немногим исключением, являются никчемными людьми“. Мудрый психоаналитик знал, что говорил.»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s