Мы и Запад

Хочу поделиться тремя интересными статьями, которые мне сегодня довелось прочесть.

Наш Эльбрус

Первая статья для разогреву. Речь идет о школьном воспитании. Но самое интересное содержится в комментариях доцента Александра Хмелева:

Идея поста проста, но неверна.

Да, нынешняя система образования реально совершенно не нужна умным думающим людям (таковых единицы процентов). Но проблема в том, что она сделана не для них, а для большинства — т.е. для всех остальных. Переделать систему для умных это (!!!) все равно что убрать её — неуправляемая серая масса легко вернет нас всех в средние века. Оно надо?

Предыдущий аналог образования — религия, тоже неплохо выполняла функции управления паствой, но в современном мире вряд ли заработает как прежде. Так что увы, лучше такое образование, чем никакое. Что хорошо согласуется с принципом теории игр — плохая тактика лучше её отсутствия. Посему не стоит переживать про проблемы школ.

Интеллектуалы не пропадут в любом раскладе — на то они и интеллектуалы. В изложенном ключе весьма хороша была идея специализированных школ + рейтинговых ВУЗов — но увы она погибает(ла) по коррупционным причинам.

Александр, как вы думаете, эта же система образования озабочена увеличением числа интеллектуалов?

Теоретически да, практически — нет. Ключевая цель нынешней системы — дать массовое образование и воспитание. Она создавалась для этого: для всеобщего образования, таковой и является по сей день.

Но у интеллектуалов существенно больше шансов на развитие если средний уровень социума выше плинтуса (интеллектуалы сравнивают себя с окружающими и пытаются их превзойти, как только это произошло — интерес пропадает у очень многих). Так что косвенным образом всеобщее образование все-таки решает задачу «генерации» интеллектуалов.

lifehacker.ru/2012/05/06/devyat-opasnykh-veshhejj-kotorye-vam-govorili-v-shkole/

Ну и где-то там же, только чуть ниже:

У Элвина Тоффлера интересный взгляд на школьное образование:
«Построенное по фабричной модели, массовое образование включало в себя основы чтения, письма и арифметики, немножко истории и других предметов. Это был «явный учебный план». Однако под ним находился невидимый, или «скрытый учебный план», который был куда более основательным. Он состоял (и все еще состоит в большинстве индустриальных стран) из трех курсов, цель которых — научить пунктуальности, послушанию и выполнению механической, однообразной работы. Работа на производстве требовала людей с проворными, пригодными для поточной линии руками. Она требовала рабочих, которые безоговорочно выполняли бы указания, исходящие от начальства. И она требовала мужчин и женщин, готовых работать до изнеможения на машинах или в конторах, выполняя невероятно скучные, однообразные операции.»
http://lib.rus.ec/b/261353/read#t16

Да. Есть о чем поразмыслить. Особенно после фразы начальника «Твое личное мнение мне интересно до тех, пока оно совпадает с моим».

Думаете только у нас в России проблемы с образованием? Вот вам вторая публикация — Франция. Так сказать, Французская высшая школа:

Историки до сих пор спорят, как же могло получиться, что такие мудрые и образованные древние египтяне столь быстро разучились строить свои замечательные пирамиды. Всё произошло на протяжении буквально нескольких поколений (на рубеже IV и V династий, около XXVI века до Р.Х.). И в самом деле, это была поразительная историческая катастрофа: веками учились, учились, по крохам совершенствовали мастерство, передавали всё это из поколения в поколение, накапливали знания и опыт, потом выстроили свои три Великие Пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина), и вдруг разом всё забыли, потеряли навык, умение и мастерство, перестали понимать элементарные вещи. Что особенно удивляет — это произошло как бы само по себе, безо всяких войн и нашествий варваров. Все, что было построено после, выглядело лишь как жалкое подобие Великих Пирамид, и сейчас представляет собой не более, чем груду развалин.

Я теперь знаю, как такое может происходить. Дело в том, что я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (университет имени Марии и Пьера Кюри, известный также под именем “Paris VI”, или “Jussieu”). Надо сказать, что Париж — не последнее место на планете по уровню образования, а мой Университет — далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстаёт от Запада, и, судя по тому, как энергично, а, главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас в Париже я могу наблюдать наше недалёкое будущее.

Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать свой БАК (БАК — это аналог нашего Российского ЕГЭ, — А.Ж.), задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне, и решить которые (как мне казалось) можно лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора — они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы — и тебе любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график её нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа совершенно официально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда — нет-нет, да и ошибёшься — в спешке не ту кнопочку нажмёшь, и тогда может получиться конфуз. Впрочем, “конфуз” — это с моей старомодной точки зрения, а по их, современному мнению — просто ошибка, ну что поделаешь, бывает. К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10-ти миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 мм его совершенно не смутили. И лишь когда я ему сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто стал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно. В результате со второй попытки он получил правильный ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно до лампочки какой там радиус у Земли: 10 мм или 6400 км — сколько скажут, столько и будет. Только не подумайте, что проблему можно решить, запретив калькуляторы — в этом случае БАК просто никто не сдаст, детишки после школы вынуждены будут вместо учёбы в университетах искать работу, и одновременно без работы останется целая армия университетских профессоров — в общем, получится страшный социальный взрыв. Так что калькуляторы трогать не стоит, тем более что в большинстве случаев ученики правильно нажимают на кнопочки.

Это еще не всё! Статья очень большая и там таких примеров — масса. Читайте, вы получите информацию из первых рук. Вы будете шокированы происходящим.

http://avkrasn.ru/article-122.html

И наконец, третья статья о том, как крутые западные манагеры управляют своим купленным у России производством:

Наследники в производстве не разбирались. А зачем им? В Монако и так хорошо. Поэтому контрольный пакет продали без сожаления. В результате контрольный пакет оказался у серьезной иностранной компании. И приехала на завод новая команда менеджеров. Все в дорогих костюмах, с дипломами то ли Гарварда, то ли ЛШЭ. Понятиям ценностей бизнеса, реинжиниринга бизнес-процессов и управления изменениями на иностранных кейсах обученные. Начали разбираться в производстве, охать да ахать. И понеслись первые управленческие решения.

А потом начались чудеса.

Он объяснил глупым сотрудникам, что если он выполняет инструкцию, а у него результата не будет, то виноват будет не он, а авторы инструкции. А если он нарушит инструкцию, и результата не будет, то виноват будет он и его уволят.

Если же он нарушит инструкцию и результат будет положительный, то его всё равно не повысят. Так как российское отделение фирмы это не филиал, а отделение европейского филиала, а он уже и так его глава. А чтобы отделение стало филиалом и он, соответственно, его начальником, надо чтобы оборот был (согласно другой инструкции) $100 000 000 в год. В ближайшие 5 лет это не реально. А у него контракт всего на 4 года…

http://bohn.ru/news/zapadnyj_menedzhment_v_rossii/2012-05-09-3340

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s