Мой «пенсионный фонд» — это мои дети

Сначала пара цитат с радиолюбительского форума

http://kazus.ru/forums/showthread.php?t=79106&page=3

Речь идет о проблеме, которая возникла у радиолюбителя. Ему очень хочется заниматься радиолюбительством (паять, творить, создавать, пробовать, изучать), но у него в доме маленькие дети. Да и квартирка-то — всего однокомнатная. Что делать, чтобы дети ничего не сломали и себя не покалечили?

Первая цитата — от автора топика:

почему не могу выделить даже шкафа для этих нужд, так как живу в однушке, и имею 2 маленьких детей — поэтому места очень ограниченно и никак нельзя допускать малейшего контакта детей с оборудованием и деталями, либо скушают либо поломают.

Вторая — от NOPROBLEM:

ИМХО это очень вредное заблуждение! У меня дети прямо с рождения были допущены ко всем инструментам без ограничений. К некоторым, естественно, только под присмотром взрослых. Теща была в ужасе. Но я ей объяснил, что пока они маленькие, большого вреда они себе не нанесут, а когда войдут в силу, то уже будут уметь с ними обращаться. Так и получилось, травм, даже маленьких было меньше, чем у меня в детстве. Да и потом, почему Вы уклоняетесь от великой миссии воспитания жизненных навыков у детей? Кто Вам их будет жизни учить? Учителя в школе? Да они сами ничего не умеют и научить могут только на жизнь жаловаться! Перестаньте смотреть на детей, как на препятствие занятию интересным делом. Они важнее всех хобби и даже основной работы, Вы это поймете, но, боюсь поздно будет.

А вот мой ответ. Моя нотация. Правда, это больше похоже на исповедь… Ну, не важно! Читайте.

У меня две девочки. Точнее — уже девушки. Одна учится на Физтехе (УПИ) на кафедре ядерной физики. (Бабушки были в шоке, когда она настояла на своем выборе — Там же радиация!!!!) Другая в 11-ом классе.

Я был с ними всегда. Начиная с рождения. Младшенькой, правда, немного не повезло, я ее слегка упустил. Это заметно на ее «траектории полета» (относительно «траектории полета» старшей). И, думаю, это останется навсегда. По крайней мере упущения не исправлены до сих пор, а с каждым годом «корректировать полет» чтобы догнать «скорость подъема» до «скорости» старшей, становится все сложнее и сложнее. Это моя вина. Я очень сожалею об этом. Полностью исправить свои промахи я уже не могу. Ушло время.

Так вот, начиная примерно с двухлетнего возраста они мне «помогали»:

«рисовать» принципиальные схемы (1):

— А теперь вот тут нарисуй кружечек. Знаешь как он рисуется?
— Дя!
— Молодец! Какой у тебя получился красивый кружечек. Только немножко не ровный, давай его поправим вот здесь и вот здесь. Молодец! А теперь нарисуем два прямоугольничка — вот тут и вот тут… Они должны получится одинаковые. Да? Вот так. Молодец. Только прямоугольнички у тебя получились не как прямоугольнички, а как квадратики. У квадратиков все четыре стороны одинаковые, Да? Вот смотри — вот одна сторона, вот вторая, третья, четвертая. Четыре стороны — раз, два, три, четыре — и все одинаковые! А теперь давай нарисуем прямую линию, вот отсюда до сюда. Ну-ка, покажи-ка, как ты умеешь рисовать прямую линию. Не кривую, а прямую-прямую, как лучик у солнышка. А теперь давай поставим жирную точку на пересечении линий, вот тут. Ага. Молодец! Пойдем, покажем маме, как мы с тобой работаем…

Мы исчеркали кружочками и квадратиками все папины коробки, все обои, все папины тетрадки. Мы очень старались! К трем годам (уже не помню точно, могу ошибаться. Главное — не по возрасту!) мы уже знали почти все основные геометрические фигуры, умели чертить по линейке и на-глазок. Мы знали цифры от 1 до 5. Потом до десяти. Потом резко до ста, до тысячи. И в бесконечность. Мы знали, что пять больше, чем три. Потом мы познакомились с первыми двумя математическими операциями. О-о! Это было открытие!

забивать гвозди в доску (2):
— Давай лучше я буду держать гвоздик, а ты молоточком по нему стукай. Начинай потихоньку, не торопись. Мне  ведь будет больно, если ты промажешь и попадешь мне по пальцу. Ты же ведь не хочешь мне сделать больно, чтобы я плакал? Ну давай, попробуем… Вот так. Вот так. Молодец! Смотри как у нас хорошо получается! Вот, теперь гвоздик и сам держится, и я его могу уже отпустить. Давай теперь сама забивай его по самую шляпку. Где у гвоздика шляпка? Правильно! Как ты думаешь, зачем гвоздику нужна шляпка? А бывают гвоздики без шляпок? Все забила гвоздик? Ну вот и молодец!

Через месяц усердного помогания папе в доске 10х20 сантимов сидело около полутора сотен гвоздей разного калибра? Думаете мне было жалко доску или гвоздей? Не угадали! Мне было жалко приготовленный (выпиленный и ошкуренный) для дела кусок доски. Реально! Мне было жалко гвоздей. Лишних денег в доме не было! Какие нафиг гвозди! Мы с завистью смотрели, как другие дети едят йогурты… Украсть гвоздей было негде. Пришлось купить…

Это сейчас воспринимается как нонсенс. Бред какой-то! Денег на гвозди у него не было! А вы окунитесь в атмосферу 90-х или поговорите с теми, кто рожал детей в то время — каково это, когда в доме жрать нечего и в магазинах ничего нет. Зарплату не платят по полгода, а инфляция скачет как лошадь. А тут еще эти две малявки… стоящие в метре от тебя и жадно «поедающие» папку своими бесконечно преданными глазами — «Когда же он снимет куртку и ботинки!?» … И это не важно, что папка пришел с работы усталый и голодный. «Папка! Наш папка пришел!!!» Вы когда-нибудь смотрели в глаза ребенка? Вы видели их кристальную чистоту и непорочность? Да неужели я не отработаю пару коробок гвоздей! Эх-х, мне б только их поднять! Моих крошек!

паять (3):
— Ой-ой! Осторожно! Паяльник очень-приочень горячий! Но чтобы мне было не горячо, у паяльника есть ручка. Его можно брать только за ручку, вот так. Попробуй! Да не бойся, это не страшно. Запомни, если боишься — не делай! Но если делаешь — не бойся! Давай попробуем расплавить капельку металла. Ты знаешь, чем металл отличается от дерева? А от пластилина? А чем еще металл отличается от других веществ? Так. Так. Да. Дак вот, оказывается, металл еще проводит электрический ток… Я тебе потом на прогулке расскажу сказку про мальчика-электрончика, который всю жизнь бегал по проводам, а сейчас смотри, наша капелька стала жидкой. Прямо как капелька воды. Только эта капелька очень и очень горячая. Принеси-ка мне пол-стаканчика водички… Вот, молодец! Давай мы с тобой снова нагреем нашу капельку, а потом сбросим ее в водичку. Пусть поплавает. Давай я сам это сделаю. Ух, как она шипит! Как ты думаешь, почему капелька утонула? Да. Да. Молодец! Какая она горячая была перед этим, правда? Ну, вот раз ты теперь знаешь какой паяльник горячий-пригорячий и совсем его не боишься, то давай садись рядом и помогай мне. Давай припаяем эту проволочку вот к этой…

Я дальше не буду продолжать этот монолог, потому как и так понятно, в каком ключе следует разговаривать с ребенком. Скажу только то, что мы сразу договорились, что без меня включать паяльник дочь не будет. Сначала мы так договаривались со старшей. Потом через два года, так же договаривались с младшей. Я им доверял все свое хозяйство. Взаимно, они мне доверялись сами, доверяли свой внутренний мирок. Не смотря на взрослый возраст, между нами все еще доверительные отношения. Я знаю чем они живут, и что их волнует. Я их никак не ограничиваю. Между нами всегда работало правило — работать в команде, помогать друг другу, доверять друг другу.

Для ребенка, нет более высшей ценности, чем помочь папке и получить от него «Молодец! Какая ты у меня умная!» Только не надо фальшивить. Ребенок учится жить в новом для него мире. В мире, в котором он появился и теперь осваивается с его законами.

Сначала ребенок учится копируя вас. Он копирует ваши движения. Копирует ваш способ мыслить. Подсознательно копирует как вы относитесь к другим людям, копирует вашу реакцию на возникающие у вас проблемы. Он копирует все! И он не знает что правильно, а что нет. У него нет никакого опыта. Ему сравнивать не с чем. Анализировать он еще не умеет. Поэтому, все что он видит — для него это все истина. Типа так и должно быть. Вот так у вашего ребенка формируется восприятие и отношение к миру. Так формируется личность вашего ребенка. И вы как отец имеете потрясающее влияние на этот процесс.

И если вы со своим ребенком будете фальшивить или сюсюкаться, он это скопирует и это. И примет этот за «правильность» в этом мире. А потом, когда вы будете седым и немощным, он честно вернет вам это же. Потому что в  подсознании у него уже сидит установка —  так принято поступать в этом мире. Попробуйте-ка потом сломать ее у 33-летнего детинушки!

искать неисправности (4):
— это — вольтметр. Он работает как весы. Только весы измеряют вес, а вольтметр измеряет тесноту. Ну, то есть насколько мальчикам-электрончикам тесно живется. Нам и правда очень интересно узнать, на сколько арбуз тяжелее яблока. Ты сможешь поднять яблоко, А вот такой большой арбуз? Понятно. А как узнать насколько тесно мальчикам-электрончикам на проводке? Правильно. Молодец! Вот смотри, что получается, когда им становится так тесно, что они решают перепрыгнуть с одного проводка на другой! Это искра! И чем теснее им живется на одном проводке, и чем больше места на другом, тем сильнее им хочется перепрыгнуть. А значит они могут так сильно захотеть, что могут прыгнуть очень-очень далеко. Давай подумаем, где мы с тобой видели мальчиков-электрончиков, которые прыгали очень-очень далеко. Ну думай, думай! Давай я тебе подскажу — что мы с тобой вчера видели? Молодец! Молодец! Оказывается мальчики-электрончики могут жить не только на проводах, а еще и на тучках! Ай, да мальчики! Ай, да электрончики!

Ну и так далее.

Пять-десять-пятнадцать минут занятий — и ребенок устанет! Вам эти 15 минут — отдых, а ребенок за один раз узнает от отца столько много интересного и необычного, что жизнь у ребенка начинает резко отличаться от жизни «кинутых» детишек. «Вокруг столько всего неизвестного… а папа такой умный… и он столько всего умеет! С ним так интересно!..»

А через пару тройку лет, среди детей начинает выстраиваться иерархия отношений. С увольнями и тупыми не интересно играть, и их «изгоняют» из общества, исключают из своих «элитных» игр. Да-да! У детей тоже есть своя элита! Кто-то покоряет сверстников цацкам и дорогими игрушками, а кто-то своей неординарностью, да и просто с такими дружить приятно. С умными и «прокачанными» сверстниками играть намного интереснее! Процесс пошел.

Так вот, траекторию этого процесса закладывает папа. Не мама! Мама должна любить. А вот учить и воспитывать — это должен делать отец. Еще раз:

Ребенка воспитывать должен отец, а не мать!

Пожалуй это самая главная фраза в мире. Выделю ее красным. К сожалению, в нашем обществе негласно считается, что жена должна заниматься кухней и воспитанием детей, а муж должен зарабатывать бабло. Это не совсем правильно.

Пройдет лет 10 и поумневшие, но уже потерявшие былую мощь родители приходят к пониманию того, что деньги, это, конечно, хорошо, но ребенок — превыше всего. Ибо еще лет 10-15 и вы нафиг будете ненужны государству.

Безвозмездно (казалось бы!) отданное ребенку ваше личное время на самом деле будет возвращаться богатой сторицей. Что вам ближе, роднее и дороже — ваш отпрыск или государственная поддержка? Кому верить — правительству или закладывать свой институт счастья?

Мы уже сейчас наблюдаем результаты деятельности выросшего и возмужавшего некогда «брошенного» на «самообеспечение» (самообучение, самовоспитание…) поколения 90-х годов. В те далекие времена многие родители занялись «зарабатыванием» денег любыми способами. На воспитание детей — забили. Ошибка? — Да! Вот и не повторяйте этот опыт.

Смотрите на своего ребенка, как на помощника. Не прячьте от него «свои игрушки», а наоборот, привлекайте его в свою «игру». Вы — отец! Вы сильный и опытный. Так позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок не наломал дров. Показывайте сразу, где нужно быть осторожным, а где — безопасно в этом мире. Только не учите его бояться! Приучите его к мысли, что бояться ничего не надо. Бояться вообще глупо. С опасностями нужно обращаться осторожно, но не бояться их. Научите его «вычислять», где могут «прятаться» опасности.

А чемоданы и радиолюбительские каморки — это предметы вторичной, если не третьей степени, важности. Начните выстраивать свою иерархию ценностей с отношений с детьми. С мега-целей, ради которых живем. Попробуйте найти ответы и подтверждения, например, почему дети должны представлять большую ценность, чем, допустим, ваша жена. Я знаю, что это звучит цинично, но это так и есть!

И еще пожалуй дам один совет. Вам не повезло самому стать в этой жизни «Фейнманом». Так станьте тогда отцом «Фейнмана»! (Для справки: Фейнман — известный физик-ядерщик.) Мой совет состоит в том, чтобы Вы почитали про Фейнмана, особенно там, где он описывает свои отношения с отцом. Чему и как его отец учил.

Если честно, то я вам завидую! Я не совсем правильно вырастил своих девчонок. Они, конечно, приносят в дом дипломы и награды.

Он на «ты» с компьютерами. Их любимая ОСь — Убунта. Вендой практически не пользуются, хотя и не плохо в ней ориентируются. Венда для хомячков! А мы — Джедаи! Мы обязаны знать оружие противника, и «отлично» владеть своим.

Младшая любит и очень даже неплохо водит автомобиль уже года как три наверно. По крайней мере ей сейчас 16 и она уверенно идет по трассе (60-80) и без «закидонов» ездит по городу. Как минимум, я спокоен за нее. Она знает, где могут быть опасности и притаились «нежданчики». Она знает, что (какие действия) могут привести к аварийной ситуации. Она знает, как можно предвидеть аварийную ситуацию, как свести к минимуму последствия.

Старшая задвигает меня по уравнениям Шрёдингера и тензорами. Теперь уже не она у меня, а я у нее консультируюсь по английскому. Вообще-то я и сам читаю (без словарей) свои pdf-ки и разные книжки по микроконтроллерам. Но я с трудом понимаю англоязычный фильмы, а вот она — в легкую!

Года через два младшая будет точно такая же «прокачанная». Они уже сейчас по доброму смеются надо мной. Они превосходят меня по знаниям. В своем окружении они лидеры, они уважаемы. Они молоды и красивы…

Но я кое-где в их воспитании допустил «халтуру», и мне сейчас бесконечно жаль упущенной возможности. Время ушло. Не исправить. Если б мне кто-нибудь сказал эти слова, которые я сейчас произнес… я бы не шел (и не вел своих девчонок) путем — методом проб и ошибок!

6 responses to “Мой «пенсионный фонд» — это мои дети

  1. Я тебе завидую… Я упустил время.

    • Печально все это… И мне кажется, что об этом нужно говорить. Предупреждать тех, кто идет вслед за нами, чтобы не наступали на наши грабли.

  2. снимаю шляпу перед умными словами -делать природа научила, а воспитывали уж , как получалось- ошибок тоже немало, со старшей дочькой и болты крутили, и стекла автомобиля меняли,и так до сих пор близко, а сын как то дальше, хотя все нормально- занимается компютерной графикой и рекламной фотографией, а помню, тоже было время, усердно гвоздики в доску забивал, но толи времени тогда небыло у меня, толи гвоздей под рукой больше не оказалось, какая то дистанция так и осталась между нами.

    • Это Вы правильно подметили — «дистанция». Между мной и младшенькой «дистанция» больше, чем со старшей дочерью. Я их обеих одинаково люблю. Но младшая какая-то относительно отчужденная… как падчерица. Просто в нужном ее возрасте, когда она очень сильно нуждалась во мне, я зарабатывал бабосы. Бесконечно больно осознавать, что я не был рядом.

      Но самое ужасное то, что с ее точки зрения это нормально. Просто в ее сознании сформировалась установка — так оно и должно быть. Не могу сейчас сказать — хорошо ли это, плохо ли. Но на развитии это сказывается. Если старшая что-то делала легко, то этой приходится упираться рогом в землю и работать через силу. Учится, работает постоянно с каким-то надрывом. А старшая — играючи, весело.

  3. Спасибо!

Добавить комментарий

