Исторические бесполезняшки

Вообще-то историю нельзя игнорировать. Как вы думаете, откуда пошло выражение «прошить микросхему»? (Помниться, я писал об этом где-то в блоге.) А откуда пошло выражение «включить на всю катушку»? А что значит «ехать на подсосе»? Почему неправильно говорить «припаял сопротивление»?

А совсем недавно я обнаружил исторические корни у казалось бы совсем странных вещей. Как вы думаете, почему в UNIX/Linux системах домашний директорий пользователя обозначатся символом «~»? А почему клавишу управления курсором h, j, k  и l (влево, вниз, вверх, вправо) в Vim — именно так, а не как-то по другому?

Ответы на эти вопросы под катом.

1. «Припаять сопротивление». Что такое «сопротивление»? Это — физическая величина сродни таким же физическим величинам, как метр, килограмм, градус, секунда. А вот электронный прибор, обладающий заданными физическими (в данном случае — электрическими) характеристиками называется «резистором».

Можно отпаять резистор, но не его физическую величину — сопротивление. Можно расплющить гирю, но не ее физическую величину — килограмм.

Будьте грамотными специалистами — не путайте изделия и физические величины!

2. Клавиши управления курсором в Vim. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно пройти цепочку следствий в обратном порядке.

Для начала вспомним, что прородителем Vim является Vi. Далее нужно вспомнить автора Vi — Билли Джоя.

William Nelson Joy

Это к нему все претензии по выбору HJKL! Его рук дело.

Но почему всё-таки HJKL? А потому, что он писал код редактор на своем терминале (и в первую очередь для своего терминала) — ADM-3A.

Терминал, на котором Билл Джой писал коды текстового редактора Vi

Фантастика! Забавная вещица из эпохи 70-х годов пролетевшего столетия. Цифровая клавиатура — отдельно, клавиш управления курсором — нет… Как нет? — Есть, есть!!! Вот они!

Истоки

Ага! Стало быть — вот, откуда ноги растут!

3. А как на счет домашнего директория, обозначаемого символом «~»?

Нам остается сделать еще пол-шага. Давайте вспомним, что Билл Джой не только написал Vi, но еще принимал серьезное участие в разработке UNIX. (Конкретно — ветки BSD, поскольку Билл закончил Берклеевский университет и продолжил работать в исследовательской группе компьютерных систем.) То есть Билл оказывал на UNIX непосредственное влияние.

А мы уже знаем, что Билл писал свои проги на терминале ADM-3A. Теперь давайте посмотри внимательно на клавишу терминала «HOME»

Клавиатура ADM-3A

Ну, вот, теперь понятно — откуда пришли к нам эти кошмары.

4. А что там про «подсос»?

«Подсос», как неотъемлемая часть карбюратора, вышел из употребления вместе с карбюраторами.
Основное назначение «подсоса» было — создавать богатую безно-воздушную смесь на холодном двигателе.

На большинстве автомобилей той эпохи под рулем была специальная пимпочка. Ее водители так и называли — «подсос». В нормальном состоянии, когда двигатель прогрет, пимпочка подсоса находилась в утопленном состоянии. А вот когда нужно было запустить холодный двигатель, (актуально особенно зимой!), то в инструкции по эксплуатации автомобилей говорилось, что нужно вытянуть эту пимпочку.

Чмоки-чмоки!

Она вытягивалась на 3-5 сантимов. При этом карбюратор готовил богатую бензовоздушную смесь и немного приоткрывал воздушную заслонку. Таким образом двигатель работал на повышенных оборотах и с повышенным расходом бензина — как раз то самое, что нужно для быстрого прогрева.

На современных автомобилях двигатели инжекторные, качеством смеси управляет бортовой компьютер. Если этот компьютер «видит», что температура двигателя низкая, он просто тупо приоткрывает определенные воздушные каналы и дает команду форсунке впрыскивать значительно больше бензина. И никаких танцев водителя вокруг автомобиля не требуется — тупо повернул ключ зажигания и запустил двигло. Все внезапно стали крутыми водителями!

Но с подсосом есть один интересный момент, о котором не знают нынешние водители. Карбюратор готовит бензо-воздушную смесь примерно всегда одного и того же качества — соотношение бензина и воздуха составляет 1:14.7. Причем расход бензина определяется интенсивностью воздушного потока. Чем сильнее поток, тем больше бензина вытекает в диффузорах (в результате перепада давления). На поток воздуха оказывает влияние как положением дроссельной заслонки, так и скорость вращения коленвала. Но отношение воздуха и бензина вне зависимости от потока воздуха — всего примерно одно и то же, и в силу специфики карбюраторов никак не может оперативно регулироваться.

А что делать автомобилю, когда он сильно нагружен и едет в горку? Педаль в пол! Но обороты двигателя небольшие, так как тяжело ему тащить груз, а развить обороты он не может, так как поток воздуха через полностью открытые диффузоры не большой. Опытные водители в такие моменты вытягивали подсос и смесь становилась переобогащенной — мотор прибавлял мощности. Но на богатой смеси ездить долго не рекомендуется, поэтому на приборной доске присутствовала лампочка, напоминающая водятлу о подсосе.

Но все это уже в прошлом! Теперь нам думать уже не надо. А через десяток-другой лет думать — вообще будет не придётся. Сел в робомобиль, назвал адрес, и тебя везут…

А почему жесткие диски называют «винчестерами»? Причем здесь огнестрельное оружие?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s